Наталия Юрьевна Козлова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5 «Рябинка», п. Вурнары, Чувашская Республика
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
Аннотация
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания стала центральной и при изучении таких психофизиологических механизмов познавательных процессов, как восприятие, память, мышление. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. Поддержать интерес и сосредоточенность на чем-либо поможет игра. «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы играем с ними. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе важно. С её помощью и развиваются внимание, память, мышление и т.д., т.е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Увлеченно играя, дети могут приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Общеизвестно, что важно развивать и тренировать внимание ребенка, а также воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. А помочь в этом деле могут дидактические игры, так как игра составляет основное содержание жизни детей дошкольного возраста, создает зону ближайшего развития ребенка, и потому выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.
В связи с тем, что современные подходы к организации дошкольного образования указывают на два основных направления развития ребенка-дошкольника: 1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей; 2. Обеспечение интеллектуального, личностного развития, проблема развития внимания в дошкольном возрасте с помощью организации игровой деятельности является актуальной. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, воспитывает сосредоточенность, настойчивость. Как отмечает Д.В. Менджерицкая [5,128], независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Аналогичную точку придерживаются А.К. Бондаренко, М.А. Васильева, С.Л. Новоселова, А.И. Сорокина, А.П. Усова.
Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях. О цепком непроизвольном внимании детей ходят легенды. Обычно родители возмущенно-восторженно рассказывают: «Это же надо! И когда только успел заметить?!» или «Один раз при нем произнесли это слово!» Произвольное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают.
Как отмечает С.А. Шмаков [12,64], необходимо воспитывать и развивать установку на внимание, наблюдательность. У разных детей разный объем внимания, разное переключение, колебания внимания. К сожалению, многие виды работ дети делают невнимательно, механически, отсюда и ошибки в выполнении задания. Значит необходимо хорошо сосредоточиться на задании, выключиться, тогда ошибок не будет. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия, психологические барьеры. Таким образом, в играх происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собою, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.
Как мы знаем, произвольное внимание дошкольника во многом зависит от интереса, любознательности, соответственно обучающий процесс должен быть радостным, активным, вызывал положительные эмоции, а для этого надо, как отмечает А. Столяр [3,80], «играть в математику». Что же значит «играть в математику»? Разве можно вообще играть в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику, «самую грозную» из всех наук? Да конечно можно, к тому же нужно! В этом нам помогут игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, а, следовательно, и произвольного внимания, и математических представлений.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний, так как учебная деятельность требует внимания, способности управлять интересами, подчинять их определенным целям. В результате, неумение сосредоточиться, произвольно направлять внимание ясно обнаруживается при переходе в школу. Внимание всегда составляло основу процесса обучения и развития познавательных интересов. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парты для «серьезного» изучения наук, в том числе и математики. Распространено такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Но дидактические игры с математическим содержанием как раз и направлены на подготовку детей 6-7 лет к изучению математики и информатики. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того решают разного рода математические задачи, формирующие определенные логические операции. И это им интересно, потому что они любят играть. А если есть интерес, то повышается и сосредоточенность внимания, которая в свою очередь, связана с волевым усилием, при котором ребенок с одинаковым старанием выполняет и то, что возбуждает непосредственный интерес, и то, что мало интересно, но необходимо.
Таким образом, у старшего дошкольника необходимо сформировать внимание произвольное целенаправленное, подчиненное определенной задаче. При этом не следует забывать, что слушать и рассматривать что-то внимательно для детей – не простое дело. Умению слушать и видеть, надо учить. А как это делать? Да лучше всего, удобнее и естественнее в игре.
Дидактические игры с математическим содержанием условно делятся на следующие группы: игры с цифрами и числами; игры путешествия во времени; игры на ориентирование в пространстве; игры с геометрическими формами; игры на логическое мышление. Все эти игры могут быть направлены на развитие любого свойства внимания, и их можно использовать как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Так, например, в играх «Наоборот», «Назови предмет», «Назови пропущенное слово», развивается продуктивность и устойчивость внимания, так как детям нужно быстро отвечать, когда спрашивают и длительное время следить за ходом игры, за действиями каждого участника, чтобы не ошибиться в ответе, вовремя откликнуться на вопрос. Аналогично, на развитие продуктивности и устойчивости внимания можно использовать игры «Считай дальше», «считай, не ошибись», «Палочки». «Найди пару», «Лестница», «Паровозик». Во время подобных игр дети сосредотачиваются, чтобы правильно вести счет. На развитие распределения и переключения внимания также можно подобрать интересные игры. Примером могут служить игры, предложенные О. Крушельницкой и А. Третьяковой [4,23] «Муха, «Паучок». В ходе данных игр дети должны распределять свое внимание по всему квадратному игровому полю в клетку и переключать его с одного направления на другое, одновременно закрепляются четыре основных направления перемещения на плоскости (вправо, влево, вверх, вниз). Переключение внимания поможет развивать игра «Репка», разработанная Н. Пылаевой и Т. Ахутиной [7.14]. В этой игре ребенку предлагается серия картинок, разложенных в случайном порядке, нужно найти сначала ту картинку, где «только один дедушка тянет репку», затем – найти и подложить к ней картинку, где два героя сказки (дед и бабка) тянут репку; затем – три и – следующие. При этом закрепляются представления о числовом ряде. Также для развития распределения и переключения внимания подойдут игры «Найди спрятанную игрушку», где дети в процессе поиска игрушки перемещают внимание по комнате с одного предмета на другой; «Какой цифры не стало?», «Что такой длины? Ширины? Высоты?», «Назови соседей», «Буква и цифра». В игре «Пляшущие человечки» дети рассматривают ряды пляшущих человечков, переключая внимание с одного на другого, отмечая, например, только тех, которые стоят смирно. На развитие объема внимания можно предложить детям такие игры как «Кто внимательнее?» «Где больше?», «Каких камешков больше?», «Посмотри вокруг», «Зайцы и морковки», «Домики», «Большая семья», «Чудесный мешочек». Посредством данных игр дети тренируются одномоментно воспринимать большое количество предметов и их элементов, замечать как можно больше изменений в окружающей их обстановке.
Итак, дидактические игры с математическим содержанием для развития внимания можно подобрать, так как любая обучающая игра способствует этому процессу. И в настоящее время разработано множество подобных игр. В частности, можно порекомендовать педагогам ДОУ, использовать для развития внимания дошкольников игры, разработанные такими исследователями как Д. Альтхауз, Э. Дум, И.А. Барташникова, А.А. Барташников, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л. Генденштейн, Е. Мадышева, Н. Гатанова, Е. Тунина, А. Столяр, В.П. Новикова, Т. Тарунтаева, Л.Ф. Тихомирова, Л.В. Черемошкина, К.В. Шевелев.
Литература
1. Гатанова Н., Тунина Е. Развиваем внимание. – СПб.: Изд-во Питер.- м., Харьков, Мн., 2000.
2. Давайте поиграем/Под ред. А. Столяра. – М., 1991.- 80с.
3. Крушельницкая О., Третьякова А. «Вправо-влево», «вверх-вниз»//Обруч. – 2005. - №3.- С.23-25.
4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
5. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики//Начальная школа. – 1997.- С.52-53.
6. Психология внимания/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧЕРО, ОМЕГА-Л, 2005.
7. Пылаева Н., Ахутина Т. Школа внимания или «Дирижер млзговых ансамблей»//Обруч. – 2005. - №3. – С. 14-16.
8. Смолнцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.
9. Тарунтаева Т., Ерофеева Т., Павлова Л., Новикова В. Дидактические игры с математическим содержанием//Дошкольное воспитание. – 1986. – №6. – С.32-35.
10. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. А.В. Запорожца. – М.: просвщение, 1976. – 96 с.
11. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: академия развития, 1997. – 224 с.
12. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Изд-во Знание, 1968. 64 с.