Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Поэтому коррекция нарушений звукопроизношения – это основной вид работы логопеда в детском саду.Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и этап автоматизации звука.
Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется подготовительная работа:
• развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
• развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).
Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
Этап постановки звука - это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.
Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Поэтому необходим следующий этап работы – этап автоматизации звука. Что же такое «автоматизация»? Это постепенный последовательный процесс введения правильного звука в речь ребенка.
На этом этапе поставленный звук вводится сначала в слоги, затем в слова, потом в предложения (стихи, рассказы) и, наконец, в самостоятельную речь ребенка.
На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала поставленный звук необходимо произносить утрированно, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.
Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков: во время выполнения заданий, в свободной речи
ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.